Головна > Блог > Курганы на краю села

Курганы на краю села

На западе Житомирской области, неподалеку от Городницы есть небольшое село Ходурки. Село небольшое, с разрушенным колхозом. Последняя перепись показала, что жило там 211 человек, а сейчас, наверное, еще меньше. И ничем особым не были бы Ходурки примечательны (если не считать странного называния), когда бы в 1988 году здесь, на правом береге реки Случь, экспедиция НАН Украины под руководством Звиздецкого не обнаружила несколько курганных погребений. Могильники раскопали, и оказалось, что захоронены там ятвяги. Больше всего удивляет, что жили ятвяги далеко на севере (территория современных Беларуси, Польши и Литвы) и давно. Нигде больше в Украине таких курганов не обнаружено.

Коротко про ятвягов. Было это древнее (вроде как находят их следы еще в начале эры) балтское племя, родичи пруссов. Жили между Наревом и Неманом, средь болот. Там особо не поживешь, потому племя было довольно вредное и воинственное, часто нападало на соседей. С другой стороны, были они слабо организованными и нападали исключительно ради наживы, особых имперских амбиций не испытывали. В русских летописях они впервые упоминаются за пару лет до Крещения, когда Владимир сходил в ятважскую землю с походом, и вроде даже успешно. Потом ходили и другие князья с разной степенью успешности, и сами ятвяги набегали на Русь. Некоторые историки даже считают, что ятвяги для русского полесья были такой же проблемой, как и половцы для Киевских земель. В общем, били их регулярно, но решить «ятвяжский вопрос» полностью не могли, ятвяги прятались по болотистым лесам и ждали реванша.

Вроде так они примерно и выглядели. Если без потолка.

Реконструкция.

Особо ятвягами занялся Данило Галицкий, который в 1254 году даже заключал союз с тевтонцами. И таки достиг своего – сильно потрепал ятвягов, после чего они приняли вассалитет Галицко-Волынского князя, вроде как платили дань и вообще, прекратили конфронтацию. К слову, Данило Галицкий получил корону от Папы как раз во время одного из походов на Ятвягов.

После того, как ятвяги нарешали вопросы с Галицко-Волынским княжеством (а вероятно, и до того) пошел процесс их славянизации, чему, очевидно, не препятствовало и вхождение их земель в Литовское княжество. Какое-то время ятвяги были и под тевтонцами, но потом случился Грюнвальд. В общем, пока суть да дело, Википедия говорит: «К XVII веку все или почти все ятвяги были ассимилированы литовцами, белорусами и поляками-мазовшанами». Но другой источник говорит, что в по переписи населения в районе Гродно в 1860 г. Больше 30 тысяч людей себя назвали ятвягами. Еще один источник пишет: «Некоторые современные историки и этнографы почему-то относят ятвягов к вымершим народам. Однако, это не так. Остатки этого некогда крупного народа до сих пор живут на территории современной Польши, в окрестностях города Сувалки. Жив и язык ятвягов, хотя некоторые языковеды всё же склонны относить его к одному из диалектов литовского, нежели к самостоятельному языку. Многие люди, которым не безразлична судьба этого народа, прилагают свои усилия, чтобы сохранить культуру и язык ятвягов, не дав им окончательно исчезнуть. В интернете создан неплохой проект Suduva.com, где собрана всевозможная информация о современной ятвяжской культуре. Там же можно найти англо-ятвяжский и ятвяжско-английский словари». В общем, такие ятвяжские пироги.

Вернемся в наше время, причем в Ходурки. Недавно случайно наткнулся на заметку Отдела культуры Новоград-Волынского, где говорилось о том, что на краю села нашли археологический комплекс ІХ-ХШ ст. , принадлежащий вроде как ятвягам. «Курганный могильник обложен камнем, насчитывает 12 курганов, занимает площадь 60 на 25 и, высота курганов 0,5-1,2 м. Во время спасительных раскопок обнаружены трупоположения в ямах головой на запад». Вот такой курган ятвягов, например, есть в Польше.

Поехал на место и вскоре нашел обелиск, который говорит, что здешние курганные группы охраняются государством и за их повреждение закон не поблагодарит, а совсем наоборот. Обелиск новый, явно 2000-х.

Так курганы выглядят на подходах. Честно говоря, никогда бы не подумал. На то я и не историк.

Подойдя ближе действительно видишь невысокие холмики, кое-гда проступают и камни (которых, впрочем, в здешних местах хватает и без ятвягов).

К слову, курганы раскопаны. Причем ямы выглядят сравнительно свежими, не 80-х годов. Так что всередине ничего не осталось, черным копателям тут делать нечего. Тем не менее, известно, что еще советская экспедиция тут кое-что таки накопала, материалы хранятся в фондах НАН.

Место, надо сказать, красивое, с видом на реку и просторы за ней. На основе чего можно сделать вывод, что когда Шевченко писал “Заповіт” в нем явно взыграла частичка ятвяжской крови.

Такие вот находки следов людей тысячелетней давности. Кстати, о тысячелетии. Тяжело представить, чтобы ятвяги жили здесь, скажем, в IX веке. Логично предположить, что переселились уже славянизированное племя после походов Данила Галицкого, то есть, в XIII веке. 800 лет – тоже впечатляет.

За такие находки на краю казалось бы ничем не примечательных деревушек и люблю наше Полесье. Никогда не знаешь, что таят в себе эти земли, кто здесь жил и оставил следы по себе.
Конец связи.

Источник: http://morfindel.livejournal.com/169575.html