Приглашаю вас посетить небольшой городок Западной Украины с милым названием – Млынив.
Млын – мельница. Но не думайте, что там на каждом шагу нам будут встречаться эти раритеты. К моему удивлению, мельница, которую вы сейчас видите, была единственной. Да и та оказалась игрушечной. Но зато в Млынове обнаружилось столько всего интересного и таинственного, что настоятельно рекомендую не отказываться от моего приглашения.
Как хорошо, что в Киевском центральном архиве хранятся актовые книги, перелистывая которые можно узнать массу интересного и достоверного. Например, запись от 25 мая 1562 года гласит о том, что луцкие евреи Батка и Мошка Мисановичи жалуются на пана Яна Монтовта, который не вернул им вовремя долг и отказался отдать Млынив, который был под залогом.
Это было одно из первых упоминаний о Млыниве, из которого стало известно, что в середине 16 века это уже был населённый городок, которым владел пан Ян Мотовт. Через некоторое время хозяином Млынива становится литовский гетьман Григорий Ходкевич, получив его как приданое Екатерины из Вишневецких.
Следующие упоминания относятся уже к 18 веку, когда Млынив принадлежал вдове Яна Миколая Ходкевича (1738-1781г.г., кстати, участник Барской конфедерации, перешедший впоследствии на русскую службу с чином генерал-лейтенанта) – Людовике. Вообще-то Ходкевичи – один из самых древних и знатных родов Польши, но не моя задача углубляться во все эти шляхетские родословные. Перейду сразу же к имению Ходкевичей, которое в прекрасном виде, несмотря на все войны, разорения и перестройки дожило до нашего времени. Первоначально Ходкевичи жили в Чернобыле Киевской губернии. Когда глава семейства перешёл в мир иной, его супруга, имея, судя по всему, гоноровый и весьма амбициозный характер приняла решение переехать поближе к Варшаве и прочим великосветским местам. Млынив пришёлся как нельзя кстати. Тем более, что местность была чрезвычайно живописна. Поэтому именно здесь, на берегу реки Иквы, мадам Людовика решила построить дворец, да такой, чтобы ей позавидовала вся округа. Знала бы она, чем окончится эта затея! Строительство дворца началось в 1785 году. Очевидно Людовика была вхожа к царствующим особам, так как проектировал дворец придворный архитектор короля Станислава-Августа – Леопольд Шлегель. Одновременно был заложен и парк, который, как это ни странно, не был вырублен полностью, хотя здесь хозяйничали и австрийцы, и красноармейцы, и советская власть. Некоторые деревья дожили до нашего времени и много чего могут нам поведать. Их-то мы и расспросим. “Ах, какой это был парк” – услышала я, когда , обхватив руками многостолетний вяз, прижалась к нему . Его листья тут же зашептали, зашелестели, обрадовавшись редкой и благодарной слушательнице : “400 грецких орехов, 150 ломбардских (пирамидальных) тополей,115 бальзамических тополей, несколько белых. А сколько было липовых гнёзд, обсаженных вишневыми деревьями. Каштаны, одьха, березы, осины, рябины, грабы, клёны, тисы. И всё это перемежалось с фруктовыми деревьями. Можжевельник, жасмин, барбарис, миндаль, азалии…А сколько было экзотов! А какие тут были аллеи: “променадовая”, “березовая”, “лещиновая”, “тополёвая”... “Но кое-что и осталось“, ответила я своему удивительному собеседнику, указывая на березовую аллею. “И еще есть аллеи, с культурными дорожками” – добавляла я, радуясь этому диалогу со столетним деревом. “О чем вы говорите!“- продолжали листья. “Если бы вы знали, какие здесь были цветники. А какие мраморные скульптуры стояли в парке! Адонис, Флора, Артемида, были даже бюсты философов эпохи просвещения. Однажды даже произошёл очень курьёзный случай, о котором помнят до сих пор. Приехал к пане Людовике один польский пан. После обильного обеда с возлияниями, устроеного в его честь гостеприимной хозяйкой, пошёл он прогуляться в парк. Увидев мраморную скульптуру, которая напомнила ему какого-то святого, упал он на колени и начал отвешивать земные поклоны. Умилившись и прослезившись, поднялся он с колен и…увидел надпись “Вольтер”. И нужно же было так случиться, что этот шляхтич был ярым анти-Вольтерианцем. Выхватил он саблю и отрубил мраморному бедняге нос и уши. А заодно попали под его горячую руки и другие мраморные скульптуры в парке. Не знаю, простила ли его Людовика, но скульптуры были вновь заказаны. Правда, до наших дней они не дожили. Но совсем недавно житель Млынова, как сообщала местная газета, раскопал в парке мраморную скульптуру. Правда, установить, кто она – не удалось, так как она была без головы. Похоже, что раскопки ведутся до сих пор”. Вот сколько интересного поведал мне столетний вяз. А может, это я узнала в музее – уже не помню. Но какая разница, откуда получены эти сведения. Ведь всё это, действительно было. Скульптуры, конечно, новодельные и не мраморные. Но всё-таки хорошо, что сабли сейчас никто не носит. Хотя на всякий случай есть предупреждение. План имения был таков. Как вы сами понимаете – самое большое здание, это строящийся разнеможный дворец Здание поменьше – это, так называемая, “Официйна”, или флигель, который замечательно сохранился. В нем сейчас находится музей. Туда мы обязательно с вами зайдём. А пока поговорим о дворце. Так выглядел дворец в начале 19 века. С обратной стороны дворца, который был расположен на небольшом возвышении левого берега реки Иквы открывался прекрасный вид на центр Млынива. Для связи с селом была построена дамба, которая удерживала воду огромного пруда. С противоположного берега Иквы, от Млынива, дворец с шестиколонным портиком был прекрасно виден. Не удивительно, что дворец Людовики не дожил до нашего времени. В 1915 году на протяжении девяти месяцев Млынив оказался в самой гуще военных действий. Именно здесь проходила линия фронта. Дворец Ходкевичей и парк принадлежали австрийцам, а городок был в руках российских войск. Снаряды летели то в одну, то в другую сторону,- тем более, что обзор был прекрасным. И кстати, очень живописным. Что не мешало воюющим сторонам вести прицельный огонь… Чтобы не возвращаться к военным действиям, скажу, что в 1920 году польские войска захватили Млынов, и до 1939 года он принадлежал Польше. К сожалению, дворец всё-таки был частично разрушен российскими снарядами, и был разобран в 1939 году. Но зато новое здание, построенное в 60-х годах на сохранившемся фундаменте, издали немного напоминает дворец Людовики. И хотя в нём сейчас находится зооветеринарный техникум, нам ничто не мешает представить, что это и есть тот, прошлый дворец, Ведь стоит он всё-таки на тогдашнем фундаменте. И подземелия в нём сохранились. Ах, эти подземелия…Сколько же тайн хранят они. Забыла сказать, что дворец Ходкевичей считался одним из самых красивых архитектурных зданий на Волыни. Был ли тогда подобный фонтан – не знаю. Возможно и был. В те времена без фонтанов не обходился ни один уважающий себя маеток , – ведь каждый господин требовал от своих архитекторов воссоздания подобия райских садов, как того требовала садовая мода, проникнувшая сюда из Франции. А Людовика считала себя весьма модной и знатной особой, так как хорошо знала и гордилась родословной своего умершего супруга, да и обе её дочери жили во Франции.
В 1806 году Людовика начала постоянно жить во Дворце. Приёмов здесь еще не было, так как дворец не был достроен. Людовика предполагала жить на широкую ногу и дворец начал постепенно наполняться мебелью, дорогостоящими вещами, хрусталём, фарфором, картинами, книгами. Однажды курьер привёз известие о том, что дворец хочет навестить великий князь Константин, путешествующий по Волыни. Людовика засуетилась, здание не достроено, но так же хочется принять великого князя! И она всё-таки нашла выход – в мгновение ока был построен дворец из дерева и глины в соседнем селе. Его стены задрапировали коврами, вывезли все люстры из настоящего дворца, и бал с банкетом в честь Константина всё-таки был устроен. Да такой, что о нём еще долго вспоминали, так и не догадавшись, что празднование проходило во дворце из глины, который был разобран буквально на следующий день, так как он был построен на казённых землях, что было чревато судовыми тяжбами.
Вообще-то эта история очень смахивает на легенду, которых сохранилось множество о пани Людовике. Например, гривы рысаков, которые запрягались в её карету всегда были окрашены в красный цвет. А перед её выездом в соседний город Дубно, слуги отправлялись вперед, чтобы перекрыть всё движение по дороге, так как Людовика не терпела пыль от встречного “транспорта”, ведь она могла покрыть и карету и её красногривых рысаков. Вот теперь пришла пора рассказать о том, что уже несколько столетий является главной фишкой Млынива – обезглавленный призрак (!), который периодически появляется в разных местах усадьбы. Но что самое интересное, особенно он был активным перед Чернобыльскими событиями: “Местные жители рассказывают истории о том, что призрак молодой женщины с отрубленной головой в руках появлялся на окраинах города накануне трагического взрыва. Они настаивают на том, что это был дух Розалии Чернобыльской, которая пыталась предупредить своих земляков и предохранить их от неминуемой судьбы» ОТСЮДА Что за Розалия? При чем тут Чернобыль? Где Чернобыль, а где Млынив – скажете вы. А всё дело в том, что двадцатишестилетняя дочка Ходкевичей Розалия, в замужестве Любомирская, была гильотирована 20 июня 1794 года в Париже, обвиненая в связях с Марией-Антуанеттой и с членами королевской
семьи.
Порывшись в Интернете, я нашла интереснейшую монографию автора Яцук Н.А. «КАК ПОДОБАЕТ ДАМАМ»: ПОЛЬСКАЯ АРИСТОКРАТКА РОЗАЛИЯ ЛЮБОМИРСКАЯ И КРАХ ШЛЯХЕТСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ УТОПИИ“, которую очень рекомендую к прочтению. А пока вернемся в наш Млынив. В один прекрасный день ходила пани Людовика по комнатам своего недостроенного дворца, любовалась видом на реку, рассматривала шпалеры, которые недавно были привезены из Парижа, строила планы, чем бы еще приукрасить свой дворец, и вдруг – все окна распахнулись, по комнатам начал метаться неизвестно откуда появившийся ветер, а в анфиладе комнат она увидела обезглавленную фигуру, которая держала в руках голову. В этом призраке Людовика узнала свою дочь – Розалию, от которой уже много лет не имела никаких вестей. Согласитесь – было от чего упасть в обморок. Придя в себя, Людовика приказала немедленно заложить карету и в тот же день уехала прочь из недостроенного дворца в Чернобыль, где, к счастью, у неё было еще одно имение. Больше в Млыниве она никогда не жила. Но вот что интересно. Примерно в это же время, во флигеле, где жила прислуга, в одной из комнат появилась большая трещина, котрая по своим очертаниям очень напоминала силуэт безголовой женщины в пышном платье. Эта трещина существует по сей день, и сколько бы её не замазывали, и сколько бы не ремонтировали флигель, в котором сейчас находится музей, не исчезает. Ну а о том, что музейные работники иногда слышат непонятные звуки, шаги, а кое-кто и видел странный движущийся силуэт, думаю, и говорить не стОит. Я была в этой комнате, и видела эту трещину. Конечно, сказать, что она похожа на силуэт, я не могу. Музейная стена завешена экспонатами. Но трещина есть. Вот её фрагмент.
А вот и автор этого мистического повествования на фоне стены, по которой проходит загадочная трещина. Пришлось сфотографироваться для экспериментов, а вдруг что-то обнаружится… Но сколько я ни обрабатывала эту фотографию всяческими способАми мыслимыми и немыслимыми, – ничего потустороннего не увидела.
Хотя загадочные явления при моём посещении усадьбы всё-таки были . Но это уже будет мой следующий рассказ, который я посвящу интереснейшему человеку – офицеру польских войск (позднее генералу-майору, бригадному генералу ) Александру Ивановичу-Николаевичу Ходкевичу, сыну нашей Людовики, который поселился в этой усадьбе после её скоропалительного отъезда.
Использовала материалы из Интернета, внимательно прочитала книгу “Млинів:минуле і сучасність,сторінки 500-літнього літопису” и не менее внимательно прослушала рассказ экскурсовода по Музею усадьбы.