В Симферополе было несколько часов свободного времени, и вместо распития пива и поедания всякой привокзальной гадости, я решил осмотреть несколько интересных достопримечательностей.
НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ, ГОРОДИЩЕ
До Неаполя Скифского идет прямая маршрутка №4 от вокзала.
Само скифское городище и муляж надвратной башни Неаполя находится на лысом плато посреди города, которое называется Петровские высоты. Все вокруг перерыто и перекопано в поисках древностей, очевидно. Можно посмотреть на город сверху.
Копия надвратной башни Неаполя Скифского, которая была воздвигнута в начале 90-х годов на Петровских скалах.
Неаполь Скифский (греч. Neápolis — новый город) — древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.). Упоминается в херсонесском декрете II века до н. э. в честь полководца Диофанта (конец II в. до н. э.) и в «Географии» Страбона.
Предположительно Неаполь Скифский локализуется на юго-восточной окраине Симферополя, где на высоком плато Петровские высоты (или иначе у горы Керменчик) расположено крупнейшее в Крыму скифское городище (20 га), центр государства поздних скифов.
Большинство современных ученых отождествляет Неаполь с городищем Керменчик на окраине современного Симферополя, на месте которого некогда располагалась столица позднескифского царства. Однако с тем же успехом “Неаполем” могло называться и одно из двух других крупнейших поселений центральной части крымской скифии – Булганак или Усть-Альма, а Керменчик в древности – носить имя Хабеев, Палакия или Напита…
Масштабные археологические исследования городища проводились в 1940-50-х годах. Много чего отрыли, но практически все раскопанные участки городища для сохранности были потом вновь засыпаны землёй из-за отсутствия средств на необходимый за руинами уход. Сегодня Неаполь Скифский — историко-археологический комплекс, археологический памятник мирового значения — находится в запущенном состоянии.
МЕЧЕТЬ КЕБИР-ДЖАМИ
До мечети можно дотопать пешком или доехать на любом транспорте, что идет в центр. Находится она на улице Курчатова, 4.
Мечеть Кебир-Джами (1508г) самое старое здание Симферополя
Соборная мечеть Кебир-Джами (г. Симферополь, ул. Курчатова, 4) была построена в 1508 году, о чем свидетельствует надпись на арабском языке над входом(мечеть построил на славу хана Султан-Менгли-Гирея Абдурахман-бек-Али в месяце мухарел в 914 (1508) году). Однако новейшие исследования реставраторов позволяют допускать более раннюю дату – 1502 год.
Изначально базиликового типа храм был прямоугольным, размером 9 на 12 м (хотя по одной из версий, первоначально храм был купольным, размером 7 на 7 м) со входом с севера, михрабом (нишей) в южной стене и минаретом, который стоял отдельно.
Стены храма были выложены из ракушечника на глиняном растворе с последующей известковой побелкой. Регулярно возобновляемая белизна стен и определила название сначала храма – Ак-мечеть (Белая мечеть), а в дальнейшем и одноименного татарского поселения.
В первой половине XVIII в. мечеть горела, была возобновлена в 1772 году и расширена в северную сторону. В начале XX в. (в 1907 г.) храм был капитально отремонтирован и расширен, в результате чего изменилась и осложнилась его объемно-пространственная композиция: после пристройки боковых нефов минарет очутился внутри одного из них, на северном фасаде появился разлогий карниз, обогащенный мелкой пластикой, а на южном – фронтон, украшенный лучковыми кокошниками, несвойственными архитектуре ислама. После примитивных перестроек и расширений сооружение приобрело статус соборного храма (Кебир-Джами), почти квадратный план и странный экстерьер, в чем и заключалась его оригинальность.
Скромному древнему Кебир-Джами судьба определила ответственную роль: он стал главным градообразующим элементом прежнего средневекового поселения Ак-мечеть. Именно к храму и прилегающим к нему большим площадям – культовой, базарной, водоразборной – сходились кратчайшие пути из жилых массивов, которые нарастали вокруг как кристаллы в насыщенном растворе, лепясь друг к другу и расползаясь по склону плато во все стороны.
Впоследствии, после присоединения Крыма к России на свободных местах возле Кебир-Джами появились православные храмы – сначала полковая церковь Константина и Елены, впоследствии Петропавловский собор, Святотроицкая греческая церковь и другие.
После второй мировой войны Кебир-Джами находилась в запустении и перестройках, длительное время в ней находилась переплетная мастерская. Новое возрождение древнего храма началось по возвращении из депортации на родину крымских татар – в 1989 году мечеть передана мусульманской общине.
После тщательного изучения достопримечательности специалистами Крымской комплексной архитектурно-реставрационной мастерской института «Укрпроектреставрация» и комплексного исследования ее состояния, решено было возвести на старых фундаментах новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций. Оставлен лишь древний фрагмент стены с михрабом, вмонтированный в сооружение южного фасада уже нового храма. Проект его выполнили специалисты мастерской – архитекторы А. Абдурахманов, Ш. Халилов, инженер Л. Опанасенко. Строительство вели Крымское реставрационное управление и турецкие мастера. Заказчиком выступила Крымская инспекция памятников архитектуры.
Нынешний вид мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры. Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях. Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон – прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.
АВТОР Ярослав Кузнецов (yarokuznetsov)